Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Основные проблемы средневековой философии кратко

Средневековая философия—философия феодального общества. Господствующей идеологией в средние века была религия. Выступления крестьян и горожан против эксплуататорских феодальных порядков одновременно носили характер «ересей», т. Первая попытка обосновать догматы христианского вероучения принадлежала см. Религиозная ограниченность, резкая враждебность к научному знанию, оправдание классового гнёта, лицемерные призывы к аскетизму — неотъемлемые черты патристики. «Верю, потому что абсурдно»,— заявлял один из её представителей, Тертуллиан ок. В течение VIII— X вв. Это была религиозно-идеалистическая философская школа господствующего класса феодалов, безраздельно царившая в системе преподавания. Схоласты приспособляли к запросам христианского вероучения эклектическую похлёбку из фальсифицированных античных идеалистических систем. Сперва наибольшим влиянием пользовался платонизм, начиная же с XIII. «Поповщина, -— писал Ленин,— убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое» «Философские тетради», 303 ; церковники из логики Аристотеля сделали «мёртвую схоластику». Философия — служанка богословия — так определяла церковь место и роль схоластической философии. Классовая задача этой философии: внушать народным массам, что строй феодальной эксплуатации создан и освящён самим богом и что борьба против этого строя равносильна восстанию против божественной воли. Стремясь обосновать и защитить официальную церковную идеологию, схоласты прибегали к сугубо формальным, искусственным ухищрениям. Они сторонились опыта, занимались пустыми словопрениями и сличением текстов всяческих лжеавторитетов. Наибольшим влиянием пользовалась схоластическая система см. В конце XIX. Современные мракобесы в буржуазной философии также поднимают Аквината на щит. Классовая борьба в недрах развивавшегося см. Наибольшее значение имела возникшая в X—XI вв. «Реалисты» утверждали, что общие понятия, или «универсалии», как некие духовные сущности, или прообразы, предшествующие единичным вещам, существуют реально. Номиналисты считали, что существуют лишь единичные, индивидуальные вещи, а универсалии — простые названия, или имена nomenкоторые люди присваивают отдельным явлениям. В борьбе номинализма с «реализмом» за богословской шелухой, свойственной той эпохе, намечалось в зародыше размежевание двух основных партий в философии — материализма идеализма. Номинализм является первым выражением материализма. Ленин отмечал, что «в борьба средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов идеалистов». Номинализм, который был связан с оппозицией к официальной церкви, был своеобразным отражением идеологии поднимающихся городских ремесленно-торговых слоев, тяготевших к опытному знанию известному свободомыслию. Это направлениз нашло своё выражение в учении см. Те же социальные силы стимулировали интерес к естествознанию и математике —наукам, находившимся в полном пренебрежении у представителей официальной схоластики. В Англии на почве быстро развивавшейся экономики и обострившейся классовой борьбы возникло передовое для своего времени учение Роджера см. Бэкон уделял естествоведческими техническим проблемам. Бэкон за свои передовые взгляды подвергался преследованиям и травле со стороны католической церкви. Смутные материалистические тенденции имелись также в учениях номиналистов. Эти тенденции достигли наивысшего развития в учении номиналиста см. Оккам энергично боролся против римского папы на стороне императора и передовых горожан, которые ненавидели рыцарей-разбойииков и пытались ослабить поповское засилье. В дальнейшем схоластика окончательно разложилась, но труп её долго гальванизировался всевозможными реакционерами-мракобесами. Схоластика была господствующей, но не единственной разновидностью средневековой философии. Известным влиянием, в частности среди «еретиков», пользовались различные мистические учения, сводившие познание к непосредственному «озарению» человека или «слиянию» его души с божественным началом. Мистика, отвергающая опыт и логику, явно вредна и реакционна, но в своеобразных исторических условиях средневековья некоторые социальные взгляды мистиков, например их заявление о ненужности церковной организации как «посредника» между богом и человекомо лжеучёности схоластов и т. Энгельс причисляет мистику к одному из видов оппозиции феодализму. Возникновение и развитие буржуазных отношений выдвигают новую идеологию, характерную для так называемой эпохи Возрождения. Восточная культура — культура народов Кавказа, Средней Азии, арабов и др. Передовых деятелей восточной культуры занимали вопросы естествознания, медицины, математики, географии, техники. Арабы и близкие к ним по языку и культуре народы ввели в европейский обиход магнитную иглу, порох, бумагу и т. Восточная философия в лице её наиболее передовых и крупных представителей — таджика см. В философии наиболее передовых мыслителей Востока сквозь толщу идеализма пробивались сильные материалистические тенденции: например, утверждение о вечности материи, о смертности индивидуальной души, о закономерности, царящей в природе, и т. Буржуазная историография затушёвывает искажает роль и значение культуры Востока с целью утвердить антинаучную, реакционную идею об абсолютном превосходстве и первенстве западноевропейской «арийской», «нордической» цивилизации. В наши дни буржуазные идеологи пытаются воскресить труп средневековой схоластики использовать её реакционные «теории» в интересах империалистической реакции. Просмотров: 700 Похожие статьи:.

Карта сайта

102 103 104 105 106 107 108 109 110

Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
xn----7sbbnepfdrfht.xn--p1ai